Роль аттестации в развитии профессиональной компетенции педагога.

Роль аттестации в развитии профессиональной компетенции педагога.

Одним из приоритетных направлений работы современного учебного заведения является определение уровня профессиональной подготовленности педагога, что в правовом плане закрепляется проведением аттестации. Современная политика в области образования направлена на оптимальное использование педагогических кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой, опытом и возможностями.

Аттестация-это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогического работника учреждения образования.

Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации.

В этом смысле грамотно организованная аттестация в школе является тем необходимым действенным средством, которое способно создать творческий микроклимат в педагогическом коллективе, содействовать развитию профессиональной компетенции педагога.

В школе постоянно ведется поиск новых подходов, стимулирующих профессиональное развитие кадров.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность умений учителя структурировать научные и практические знания для оптимального решения педагогических задач. Профессиональная компетентность обеспечивается знаниями в следующих областях:

  • Специальной (предмет, область, в которой занят педагогический работник);
  • Методической (средства, формы, методы педагогического воздействия);
  • Психологической (учет особенностей влияния педагогического воздействия на развитие учащихся).

Основные задачи аттестации:

  • Стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетенции педагогических работников;
  • Обеспечивать педагогическим работникам возможность повышения уровня оплаты труда;
  • Способствовать повышению их авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.

Для объективного проведения экспертизы, школьной аттестационной комиссией разработаны качественные и количественные показатели оценки деятельности аттестуемого и определены критерии соответствия аттестуемого заявленной квалификационной категории.

Экспертиза проводится по трем основным показателям:

  • Профессиональная компетентность:
    1. Знание нормативно-правовой базы организации учебно-воспитательного процесса.
    2. Знание теоретических и практических основ предмета (типы уроков, этапы, цели и задачи урока, формы и методы, технологии проведения урока).
    3. Знание современных тенденций в методике преподавания.
    4. Культура делопроизводства, ведения школьной документации в соответствии с требованиями.
    5. Работа по самообразованию, степень реализации (выступления на педагогических советах, заседаниях МО, семинарах, круглых столах и т.д.).
    6. Создание образовательной среды в учебном кабинете.
    7. Участие в научно-методической работе.
    8. Участие в экспериментальной и инновационной деятельности.
    9. Руководство исследовательской деятельностью учащихся.
    10. Участие в профессиональных конкурсах.
  • Результативность педагогической деятельности:
  1. Выполнение учебных программ (соответствие календарно-тематических планов их реальному выполнению)
  2. Динамика уровня и качества обученности учащихся.
  3. Результаты ВШК.
  4. Результаты административных контрольных срезов, проведенных в ходе аттестации.
  5. Поступление выпускников в вузы по профилю преподаваемого предмета.
  6. Индивидуальные достижения учащихся.
  • Коммуникативная культура:
  1. Организаторские способности.
  2. Создание благоприятного психологического климата в классе.
  3. Роль аттестуемого в педагогическом коллективе и готовность к сотрудничеству.
  4. Педагогическая культура аттестуемого.
  5. Готовность к сотрудничеству с родителями и общественностью.
  6. Педагогический такт и культура речи.
  7. Оценка коммуникативных качеств аттестуемого.

 

Исходя из требований квалификационных характеристик

приведенных выше критериев, разработана программа изучения деятельности аттестуемого педагога. Она структурирует и систематизирует деятельность аттестационной комиссии, а так же нацеливает аттестуемого на достижение конкретного результата.

В ходе выполнения такой программы основная задача экспертов —определить результаты труда аттестуемого и соотнести их с требованиями

К соответствующей квалификационной категории.

Однако анализируя работу педагога, необходимо учитывать не только полученные результаты, но и то, какими усилиями, с какими затратами они достигнуты. Высокий результат может быть получен не только за счет профессионального мастерства, интенсификации учебного процесса. Иногда педагог добивается результатов за счет дополнительных занятий, перегрузок домашними заданиями, т, е, успех приходит в результате перенапряжения как своих собственных сил, так и сил учащихся. Высокие результаты в этом случае не могут быть оценены положительно, поскольку достигаются за счет снижения качества обучения по другим предметам, вносят дисгармонию в учебный процесс.

Особое место в работе с аттестуемыми педработником занимает самоанализ педагогической деятельности. Он представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей деятельности, установление причинно- следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания. Как действенный инструмент самокоррекции, он особенно эффективен в работе с педагогами, имеющими завышенную самооценку. Самоанализ можно использовать как на промежуточном, так и на заключительном этапе аттестации.

Соблюдение основных принципов аттестации

  • коллегиальность
  • системность
  • открытость
  • целостность экспертных оценок

обеспечивают объективное, корректное, гуманное отношение к педагогическим работникам. Приоритет личности, уважительное отношение к оцениваемому, его гражданским и профессиональным правам лежат в основе организации работы с аттестуемыми.

Следует обратить особое внимание на рекомендации, данные аттестуемому по итогам изучения его деятельности. Они призваны корректировать и направлять педагогическую деятельность. Кроме того, давая рекомендации, следует помнить, что в дальнейшем необходимо будет проконтролировать их выполнение. Рекомендации «углубить», «продолжить», «продумать» и т. д, могут свидетельствовать лишь о формальном подходе к изучению профессиональной компетентности аттестуемого и не могут оказать серьезной методической помощи, так как не адресуются конкретно ему. Выявленные в процессе изучения системы уроков, мероприятий недостатки предполагают в дальнейшем целенаправленную индивидуальную работу с данным педагогом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *