Молодому специалисту — типология уроков

Типология уроков

Тип урока — понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. В зависимости от дидактических целей выделяют следующие типы уроков.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 — организация начала урока;

2 — проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 — изучение нового материала, в том числе и объяснение;

5 — закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6 — обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 — подведение итогов и результатов урока;

8 — задание на дом;

9 — подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура урока изучения нового материала:

1 — первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

2 — указание на то, что учащиеся должны запомнить;

3 — мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

4 — сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

5 — первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

6 — контроль результатов первичного запоминания;

7 — регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

8 — внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

9 — частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 — сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 — воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 — выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 — проверка выполненных работ;

5 — обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 — задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 — сообщение темы, цели и задач урока;

2 — показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;

3 — проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 — проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 — проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;

6 — применение учащимися знаний, практические задания;

7 — выполнение комплексных творческих работ;

8 — итоги урока;

9 — домашнее задание.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 — сообщение темы, цели и задач урока;

2 — повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

3 — повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;

4 — повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура урока проверки знаний:

1 — организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 — постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 — изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

4 — подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5 — определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока формирования умений и навыков:

1 — постановка цели урока,

2 — повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,

3 — проведение проверочных упражнений,

4 — ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,

5 — упражнения на их освоение,

6 — упражнения на их закрепление,

7 — тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,

8 — упражнения на перенос в сходную ситуацию,

9 — упражнения творческого характера,

10 — итог урока,

11 — задание на дом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *